Российское информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Зачем России Арктика?

12.10.2017, 2:03      Новости Мурманска
В последнее время количество публикаций на арктическую тематику увеличивается, в разных регионах страны проводятся форумы и мероприятия с участием руководителей страны и экспертами в разных областях деятельности6

Зачем России Арктика?

В 2013 году правительством РФ был принят документ «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» и тогда же был утвержден президентом РФ.

К приоритетным направлениям развития Арктической зоны согласно этой стратегии относятся :

комплексное социально-экономическое развитие региона; развитие науки и технологий, создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры; обеспечение экологической безопасности; международное сотрудничество в Арктике; обеспечение военной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации в Арктике. 2А. Краснов © Национальный парк «Русская Арктика» Водопад

Северный морской путь

В условиях уменьшения времени покрытия льдом северных морей прохождение по СМП становится коммерчески рентабельным. Проход через СМП короче и по расстоянию, и по времени, чем южный маршрут . При соблюдении определенных условий северный маршрут представляет интерес и для контейнерных линий. Пристально следят за возможностями СМП и наши соседи, даже не являющиеся арктическими странами. Китай в этом году планирует впервые в истории осуществить 6 рейсов коммерческих судов по СМП китайской компанией COSCO Shipping , корейские компании планируют выходить на арктические маршруты в ближайшем будущем.

3В. Кузнецов © Национальный парк «Русская Арктика» Арктика

Полезные ископаемые в Арктике

На шельфе содержится четверть наших запасов нефти и половина запасов газа. Разведанные запасы на шельфе Северного Ледовитого океана составляют 25% мировых запасов углеводородного сырья. Структура российского экспорта более чем на 60 процентов состоит из экспорта ресурсов, конечно, идут попытки диверсификации структуры экспорта, но на данный момент это так, и прогнозируемый спрос на энергоресурсы и минералы в ближайшей перспективе будет расти, поэтому нам необходимо знать все о наших запасах в Арктике и учиться их извлекать. Сейчас существует ряд действующих проектов по извлечению нефти и газа и ряд перспективных. Причем добыча производится не только на шельфе, но и на земле, в сложных арктических условиях.

Развитие портовой инфраструктуры как толчок к развитию арктического региона

Для транспортировки добытых полезных ископаемых и для поддержания судоходства по СМП необходимо развивать портовую инфраструктуру. Порт Сабетта начал строиться в 2012 году, в 2013 принял первые суда, сейчас завершена первая очередь строительства. Порт построен для обеспечения перевалки углеводородного сырья Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения на Ямале и поставок природного газа, нефти и газового конденсата морским транспортом в страны Западной Европы, Северной и Южной Америки и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Пристально наблюдают федеральные власти за развитием другого порта — Мурманского, одним из значимых приоритетных проектов транспортной инфраструктуры Министерством транспорта был назван проект развития Мурманского транспортного узла . По плану, он должен быть реализован в 2020 году.

4М. Иванов © Национальный парк «Русская Арктика» Утес Пила

Наука, технологии, связь

Для развития Арктического региона требуется пристальное внимание фундаментальной и прикладной науки, многие направления исследований которых были свернуты в постсоветский период, сейчас к ним снова возвращаются. В условиях санкций необходимо развитие собственных технологий добычи нефти и газа в трудных арктических условиях. И многие из недоступных ранее технологий разработаны уже отечественными учеными . Таким образом, арктическая добыча углеводородов стимулирует развитие отечественной науки. Современная жизнь невозможна без развития связи. Этому уделяется большое внимание, как со стороны федеральной власти, так и со стороны социально ответственного бизнеса. В этом месяце оптоволоконный кабель дошел до Норильска , это важно для региона, в котором появился высокоскоростной интернет.

Международные связи и Арктический Совет

Россия является членом Арктического совета. Арктический совет — международный форум, созданный в 1996 году по инициативе Финляндии для защиты уникальной природы северной полярной зоны. В организацию входит восемь арктических государств: Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США. В рамках Арктического совета, председательство которого перешло к Финляндии от США весной этого года, решаются практические вопросы экологической защиты Арктики, вопросы безопасности мореплавания и взаимодействия служб береговой охраны полярных стран . Площадка Арктического совета — одна из немногих, где, несмотря на то, что 4 из 5 прибрежных арктических стран являются членами НАТО, сохраняется диалог между нашими странами . Наблюдателями в Арктическом совете являются также Китай, Южная Корея и Индия, которые интересуются и активно участвуют в арктических исследованиях, планируют использовать СМП, в том числе и в коммерческих целях.

5Иллюстрация: Минобороны России Строительство базы «Арктический трилистник» на острове Земля Александры

Безопасность в Арктике и защита рубежей

В стратегии развития Арктической зоны отмечены и вопросы безопасности, причем безопасности в широком смысле — это и вопросы безопасности мореплавания, экологической безопасности, безопасности жизни, также выделены вопросы обороны. Необходимо понимать, что у российского Военно-Морского флота свободный выход в Мировой океан существует только из северных морей и из Петропавловска-Камчатского. Балтийскому флоту требуется пройти через датские проливы для выхода в мировой океан, а Дания — член НАТО. Черноморскому флоту требуется пройти через Босфор, который контролируется Турцией, тоже являющейся членом НАТО. В особый период с проходом военных кораблей через эти проливы могут возникнуть трудности, поэтому большое внимание уделяется развитию Северного флота, защите районов расположения кораблей с воздуха и моря. В арктическом регионе только в ближайшие два года были построены и введены в эксплуатацию две базы на островах Александры архипелага Франца-Иосифа и острове Котельный, входящем в архипелаг Новосибирских островов — Северный трилистник и Северный клевер, обеспечивающих круглогодичное несение службы военнослужащими, обеспечивающими защиту северных рубежей.

Арктика после четырех лет реализации правительственной стратегии развития становится одним из драйверов развития транспортной отрасли, нефте? и газодобывающих отраслей, науки, а также образования в сфере подготовки специализированных кадров для арктических регионов.

ИА REGNUM продолжает следить за освоением Арктики в проекте « Борьба за Арктику »

Источник: https:
 Читайте также:
Мнение редакции интернет сайта yodda.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города   |   Отели
Copyright © 2014-2016 yodda.ru - региональное информационное агенство
Яндекс цитирования